1. Если вас что-то беспокоит в ребенке, обратитесь к специалистам, обследуйте его.
2. Постарайтесь объективно оценивать ребенка:
- выявите его сильные стороны;
- согласитесь с тем, что идеальных людей нет. Ваш ребенок, как и всякий другой, имеет право на ошибки, слабости. Значит, нужно спокойно и конструктивно относиться не только к достоинствам, но и к промахам ребенка, не обижаться на критику и помогать ему улучшить положение;
- осознайте, что у ребенка есть свои специфические особенности, которые, с одной стороны, нужно принять и учитывать, с другой – мягко корректировать.
3. Обдумайте, какие последствия могут иметь специфические особенности ребенка для его жизни: в семье, обществе, общении с другими людьми, учебе, личностном становлении.
4. Будьте готовы минимизировать негативные последствия.
5. Осознайте, что неуспешность ребенка не может помешать вам любить его.
6. Помните, что вам повезло. Отклонения в здоровье вашего ребенка невелики и поддаются коррекции. Причем многое зависит от семьи, родителей. Все в ваших руках!
7. Действительно ли вы любите своего ребенка и готовы ради его блага сделать все возможное? Доказать, что вы хороший родитель, можно лишь настойчивостью и терпением, направленным на реабилитацию ребенка.
8. Действуйте в тесном контакте со специалистами: врачами, психологами, педагогами.
Особое непонимание ситуации и разнобой мнений может возникнуть в семьях, где непосредственное участие в воспитании ребенка принимают бабушки и дедушки. Иногда они оказывают активное сопротивление реабилитации внуков. Постарайтесь организовать мягкую просветительскую работу, разъяснить ситуацию, сделать бабушку и дедушку своими единомышленниками. Займите ведущую позицию. Ведь именно вы как родители несете ответственность за благополучие и здоровье ребенка.
9. Настройтесь на длительность реабилитации. Ставьте перед собой небольшие, но реальные задачи на каждый конкретный период времени. Реабилитация – это упорный, длительный труд, который во многом ложится на родителей. Ни один специалист не сможет за несколько встреч принципиально изменить состояние ребенка.
10. Приготовьтесь к тому, что результаты реабилитации долгое время будут оставаться малозаметными. Небольшие достижения кажутся сами собой разумеющимися (все дети так могут). Помните, что для вас и вашего ребенка вовремя сделать уроки или самостоятельно собрать портфель – тоже достижения.
11. Малозаметность достижений не означает их отсутствие. Если бы не ваш повседневный, упорный, скорпулезный совместный труд с ребенком, их не было бы вовсе. Количественные достижения переходят в качественные не сразу, а со временем. Если вы серьезно работали с ребенком, вас обязательно ждет то время, когда вы сможете любоваться результатами своего труда, радуясь личностной зрелости и жизненным успехам ребенка.
12. Настройтесь философски: вам скорее всего придется долгие годы выслушивать о ребенке больше негативного, чем позитивного. Кажется, что никто и никогда не скажет о нем ничего хорошего, не похвалит. Отнеситесь к необходимости выслушивать замечания о ребенке как к малоприятной, но неизбежной обязанности. Чтобы смягчить неприятные чувства, постарайтесь найти в критике что-то положительное. Например: чем больше я услышу о том, что именно у него не получается, тем быстрее это поможет нам исправить положение.
13. Не все будет получаться. Нервные срывы естественны, их не стоит стыдиться. Вы не одиноки, нервные срывы бывают у всех родителей, чьи дети имеют аналогичные проблемы. Лучше при первом же срыве проконсультироваться с психологом, психотерапевтом, чтобы они помогли правильно организовать взаимодействие с ребенком, внести необходимые коррективы в проведение реабилитации, оказали психологическую поддержку вам и вашему ребенку. Оптимальная организация воспитания и обучения поможет вам избежать нервных срывов. Сохранить здоровье. Добрые отношения с ребенком и мир в семье.
14. Если вы действительно работаете с ребенком, вы наверняка накопили уникальный и ценный опыт взаимодействия с ним. Постарайтесь поделиться вашим опытом с другими родителями, которые, не зная как воспитывать своих детей, испытывают отчаяние. Поверьте, ваш опыт им очень нужен, как и психологам -практикам, работающим с такими детьми.
Если вы активно помогаете ребенку, делаете все возможное для его успешной реабилитации, вы заслуживаете уважения и преклонения за свой родительский труд. |