ИГРЫ
«Цепочка примеров»
Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметический пример: 3 + 2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом приме-. частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше игроков.
«Отгадай число»
Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.
«Назови число»
Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.
Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».
«Сколько взять конфет?»
Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3). Задача решается путем логического размышления.
«Цепочка примеров»
Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет' карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.
Определение уровня готовности к обучению математике
Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку можно задать следующие вопросы и попросить выполнить такие задания:
- Сейчас утро или вечер?
- Что бывает раньше – утро или день?
- Покажи правую руку.
- Что находится слева от тебя?
- Какой из этих предметов лежит посередине? Какой – наверху? Что лежит внизу?
- Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
- Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
- Назови цифры на карточках.
- Продолжи счет 1,2,3…
- Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
- Что больше 7 или 4, 2 или 5.
- Реши задачи:
1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
- Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Сложи прямоугольник из двух треугольников.
Рекомендации родителям по развитию математических представлений
Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются.
На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» - «меньше», «выше» -«ниже», «дальше- ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете - поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых можно наглядно показать, как отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.
Развитие логического мышления и внимания
Какие упражнения существуют для развития мыслительных операции?
Для развития мыслительных операций существуют следующие упражнения, которые можно рекомендовать каждому родителю, работающему со своим ребенком.
1.Обобщение.
Разложите перед малышом картинки с рисунками предметов или предметы. Попросите его назвать одним словом разложенные предметы, например: огурец, лук, помидор — это овощи; или: стрекоза, муравей, бабочка — это насекомые и т. д.
2.Исключение лишнего предмета из ряда других методом сравнения двух и более предметов.
Спросите у малыша, чем отличается, например, книга от тетради. Разложите книги и положите среди них тетрадь. Пусть найдет лишнее.
3.Сортировка картинок или предметов.
4.Ассоциативное мышление.
Предложите малышу узнать предмет по описанию, по заданным признакам. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например, что описывается в следующих загадках: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук) и т. д.
5.Установление причинно-следственных связей.
Разложите перед малышом картинки в соответствии с последовательностью сюжета. Предложите составить рассказ по картинкам.
6.Выделение признаков предметов.
Предложите малышу назвать, например, признаки треугольника, квадрата, прямоугольника и т. д. |