Главная | Вход | Написать администратору сайта

ГБОУ школа

№ 459



Поиск
Меню сайта
Телефоны доверия
Детские телефоны доверия
004
8-800-2000-122
576-10-10
Телефоны
Важно

Каталог статей

Главная » Статьи » Для родителей

Охота пуще неволи или немного о произвольности

«Маленькие непоседы» - очень часто называем мы наших детей. Действительно, ребенок находится в постоянном движении, возбуждении. Даже самым спокойным детям  трудно оставаться в бездействии долгое время. Эмоции дети  проявляют спонтанно, бурно, зачастую это вызывает недовольство взрослых. Уговоры посидеть тихо, послушать внимательно, как правило, малоэффективны. Часто мы замечаем, как тяжело нашим детям доделывать начатое дело, как быстро угасает интерес ко всему, связанному с необходимостью кропотливо работать, ко всему эмоционально не окрашенному, требующих определенных навыков. Но, в то же время, мы с удивлением обнаруживаем, что малыши способны спокойно и продолжительное время смотреть мультики, слушать сказку, заниматься интересной игрой.

«Ведь могут быть тихими, спокойными, усидчивыми! – восклицают родители: - Что же мешает им в других ситуациях быть таким?!»

Действительно, а что же препятствует нашим детям управлять своим поведением, желаниями, эмоциями?

В психологии такое умение сознательно управлять своими намерениями, действиями называют произвольностью или волевой регуляцией. Дело в том, что для ребенка формирование произвольности является актуальной задачей всего дошкольного периода. Поэтому и поведение его спонтанно, внимание удерживается ярким объектами, событиями, желания изменчивы, деятельность зависит от интереса, удержать который нелегко.

Роль произвольности велика, недаром ее определяют как одну из предпосылок учебной деятельности. Попробуем кратко рассмотреть значение этой психологической характеристики и пути ее формирования.

Произвольность внимания – это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь на более яркие и броские.

Произвольность восприятия – умение самостоятельно, целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, событие из массы других.

Произвольность памяти – умение самостоятельно поставить цель, запомнить и вспомнить.

Произвольность поведения – умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.

Развитие произвольности может быть обусловлено следующими причинами:

1. Психофизиологическая. Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. эти отделы только-только формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено.

Помогая ребенку развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, мы стимулируем развитие мозговых структур, а значит создаем физиологические предпосылки развития воли.

2. Социальная. Становление произвольности опосредуется  жизненным, игровым, деятельностным опытом, иными словами  - воспитанием.

Если в дошкольный период ребенку не были созданы условия для формирования волевых качеств, то в школе проблема произвольности  обостряется и может привести к отрицанию учебной деятельности. Такие дети, попав в школу, не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий до конца, не стремятся к получению хорошего результата, не проявляют познавательной самостоятельности. Первые трудности снижают интерес к учебе, появляется негативное восприятие школы, учителя.

Как мы – родители, взрослые, можем помочь ребенку.

Приучите ребенка сразу думать о результатах своей работы. Обсудите с ним, что он хочет сделать, что хочет получить в итоге. Научите самостоятельно находить свои ошибки, оценивать работу. Ориентируйте на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня.

Особое значение в формировании развития произвольности  имеет полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Усвоение норм и правил, культивируемых в семье, умение соотнести с ними свои поступки являются первыми зачатками произвольного поведения.

Категория: Для родителей | Добавил: Дана (07.07.2014)
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Педагог и наставник
Прием в школу
Прием в школу
ГИА
Полезные ссылки
Министерство просвещения Министерство науки Моя школа Сферум Безопасность ЕГЭ ГИА
Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Интересно!


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
© 2011-2024