Главная | Вход | Написать администратору сайта

ГБОУ школа

№ 459



Поиск
Меню сайта
Телефоны доверия
Детские телефоны доверия
004
8-800-2000-122
576-10-10
Телефоны
Важно

Каталог статей

Главная » Статьи » Для родителей

Мотивы учения и мотивация – что это?

Однажды, теплым сентябрьским днем, собрались о дворе ребята. Еще недавно они ходили в детский сад и вот уже – первоклассники. И конечно, первое, о чем друзья повели речь – это о школе. Они говорили о строгой учительнице, о новых тетрадках, о том сколько друзей у них появилось, какие принадлежности им купили и о многом другом. Кто-то из взрослых, услышав их шумное обсуждение, спросил ребят: «А почему вы ходите в школу?». И вот что ему ответили:

«Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

«Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться. Нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».

«Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

«Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я школе я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

«Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».

«Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки»

Как  мы видим, у каждого школьника были свои причины посещения школы. Эти причины в психологии называют мотивами, а совокупность причин (мотивов), побуждающих к деятельности, называют мотивацией. Вспоминая героев рассказа, мы не можем говорить о наличии у них только одного мотива посещения школы. В каждом ребенке есть желание получить пятерку, стать взрослым, поиграть со сверстниками, узнать что-то новое. Мы можем вести речь о преобладании какого-либо мотива над остальными. Это преобладание и определяет поведение ребенка в школе, развитие его учебной деятельности, успехов в учебе.

Так каково же значение мотивов? Что значит внешняя и внутренняя мотивация?

Давайте вспомним мальчика, который говорил о том, что пошел в школу, потому что его мама заставила. Основная причина посещения школы у него – не расстроить маму, или не рассердить. Мальчик ориентируется в большей степени на настроение мамы и на последствия смены этого настроения. А внутри у нашего героя сидит малыш, который очень не хочет в школу, его удел – игры, мультики, развлечения и если учеба, то только в игровой форме.

В данном случае можно говорить о внешней мотивации ученика, зависимости поведения и деятельности ребенка от внешних стимулов. Начало обучения в школе для него определяется мотивом подчинения  требованиям взрослого. Правилам, формальным рамкам. Оценка, школьная форма, ритуальные отношения с учителем – все это составляет содержание учения. Действия по инструкции, безынициативность – красная нить всей учебной деятельности.

Но не только ориентация на прямые требования родителей ходить в школу может являться причиной формирования внешней мотивации. Желание родителей видеть своего ребенка успешным заставляет требовать от него только хороших отметок, для них это единственный критерий успеваемости. При этом родители не всегда явно демонстрируют это свое желание, порой даже не осознают  что демонстрируют, но ребенок все понимает….

Стремление  посещать школу с тем, чтобы получать хорошие отметки становится определяющим мотивом учения. Ребенок ориентируется на процесс получения новых знаний, а, как ему кажется, на результат – отметку, и отметку хорошую. Легко догадаться, что будет если такой ученик столкнется с первыми трудностями и не получит возможности заработать пятерки!

Еще один герой стремится в школу, чтобы стать взрослым, занять в обществе новую позицию – позицию школьника. Как правило, дети считают, что новый статус принесет много привилегий. Перед глазами пример старшего брата (сестры)  с их недосягаемыми сейчас возможностями или старших ребят во дворе.

Преобладание этого мотива опосредует так называемую «игру во взрослого», ребенок играет в школу. Для него жизненно необходимы все внешние атрибуты школьной жизни, логика учебного предмета сама по себе не имеет ценности.

К сожалению главенство внешнего мотива не способствует тому, чтобы ребенок успешно учился. Рано или поздно школьнику надоест его новый статус, борьба за пятерки разочарует, да и родители в какой-то момент «ослабят хватку». Что будет потом? Какие силы помогут «удержаться на плаву»?

Теперь о внутренних мотивах.

Вернемся к друзьям из рассказа. Среди них были те, чье желание ходить в школу, было обусловлено  интересом, пониманием необходимости учения. Обучение в школе наполнено для них личностным смыслом.

Интерес к учебе или скорее к получению новых знаний в психологии называют познавательной активностью. Эта активность исходит, прежде всего, от внутренних потребностей малыша узнать новое. Понимание необходимости учения становится личностным, внутренним, благодаря возможности увидеть многочисленные примеры из семьи, литературы, кино. Деятельность  школьников, имеющих такие внутренние мотивы, как правило, мало зависят от внешнего контроля, не разрушаются при  первых трудностях. Они ходят в школу не для того, чтобы похвастаться пятеркой или почувствовать свое превосходство перед дошкольником. У таких детей сформировано учебное отношение к уроку и учителю, они готовы к сотрудничеству.

Сильный мотив  - хорошо это или плохо?

На первый взгляд, наличие сильного мотива положительно влияет на результат учебной деятельности. На самом деле это не так, вернее не совсем так. Здесь мы опять должны вспомнить про внешние и внутренние мотивы.

Если мы говорим о внешней мотивации, то:

На первых порах усиление мотива ведет к повышению успешности в деятельности. Но, затем, в определенный момент, индивидуальный для каждого,  усиление мотивации снижает эффективность деятельности и даже разрушает деятельность!

Слишком сильное желание иметь пятерку, рождает у ребенка страх оказаться неуспешным. Таком ученику проще отказаться от трудного задания, чем выполнять его и получать низкую отметку.  Ребенок притворяется  больным, уставшим, делает все, чтобы не оказаться в ситуации неуспеха! А это верный путь к неврозам!

Не требуйте от детей больше того, на что они способны. Не формируйте культ постоянного успеха!

Если говорить о внутренней мотивации:

Нарастание познавательной активности, желание узнать больше не приводит к разрушению деятельности. Учеба для таких учеников это интересное путешествие в страну знаний. Под влиянием правильно организованного учебного процесса у таких детей формируется мотивационная установка на приобретение знаний.

Где же найти таких «идеальных детей»? Наверное, где-то рядом, возле себя!

Они задают бесчисленные вопросы обо всем на свете, они просят почитать книжку на ночь, они тянут вас к витрине с красивыми книгами, конструкторами, они зовут вас играть, они восхищаются муравьем, желтым осенним листочком, закатам, сосулькой и т.д. Они слушают и копирует вас, ваши мысли, действия!

Отвечайте на вопросы, больше читайте, объясняйте, восхищайтесь, приводите примеры, поощряйте интересы и формируйте их. И тогда вам не придется заставлять ребенка идти  в школу, постоянно контролировать его, переживать неудачи.

Категория: Для родителей | Добавил: Дана (07.07.2014)
Просмотров: 2807 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Педагог и наставник
Прием в школу
Прием в школу
ГИА
Полезные ссылки
Министерство просвещения Министерство науки Государственные учреждения Безопасность Сетевичок ЕГЭ ГИА
Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Интересно!


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
© 2011-2024