1.Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2.Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
3.Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
4.Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подберите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
5.Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
6.Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
8.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы 2-3 часа отдыха (в первом классе можно и поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
9.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 25-30, минут занятий необходимы 10-15 минутные перерывы, лучше, если они будут подвижными.
10.Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если Ваша помощь нужна, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.
11.В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12.Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
13.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдете много полезного.
14.Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учится сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с середины декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
15.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
16.Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказки перед сном, ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
|