Профориентация - помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации
ДОКУМЕНТЫ:
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
- Не давите на ребенка при выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, что бы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать это интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии свои родителей.
Выбор профессии — один из главных жизненных вы боров, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Оптимальное решение вопроса "кем быть?", поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении, призвана профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация - целенаправленная воспитательная и образовательная деятельность, направленная на подготовку обучающихся к осуществлению сознательного, адекватного собственным способностям и интересам, а также потребностям государства профессионального выбора путем вооружения их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также формирования у них трудовой (профессиональной) направленности.
Формирование профессионального самоопределения обучающихся, в условиях профориентационной работы в ГБОУ СОШ №459, осуществляется в следующих направлениях:
5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я").
Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;
- формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Классные часы, тренинговые занятия и внеурочная деятельность по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов в выборе профессии.
Для обучающихся 8-ых классов проводится внеурочная деятельность по профориентационной программе "Мой выбор". Прохождение курса программы помогает обучающимся наметить ориентиры, сформировать адекватное представление о своем профессиональном потенциале, получить знания о мире профессий, ознакомиться со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Внеурочная деятельность способствует целенаправленному выбору дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
10-11 классы:
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
- формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе:
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Внеурочная деятельность, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
При наличии действующей системы школьной профориентации, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Центр профориентации "ВЕКТОР"
СПб ГБУ "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "ВЕКТОР", подведомственное учреждение Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
Основная цель работы Центра - оказание социально-психологической поддержки молодому человеку в соответствии с его ценностными установками, возможностями, планами, настоящими и будущими потребностями общества.
За время своей деятельности с 1987 года СПб ГБУ "ЦСЗПОМ ВЕКТОР" накопил уникальный опыт работы с детьми, подростками, молодежью.
Основные направления деятельности центра:
• Оказание социально-психологической поддержки, проведение профориентации
• Организация городских мероприятий по профориентации молодежи
• Работа со студенческими отрядами Санкт-Петербурга
* * *
- Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева
Колледжи и техникумы Санкт-Петербурга
* * *
Трудоустройство несовершеннолетних
* * *
Полезные ссылки по профориентации
1. http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php - федеральный портал "Российское образование", профессиональная ориентация
2. http://labourmarket.ru - портал Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. Материалы конференций "Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России"
3. http://www.fadm.gov.ru/projects/prof/ - проект Росмолодежи, посвященный самоопределению и профессиональной ориентации молодежи
4. https://spb.proforientator.ru/ - Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"
5. https://profvector.spb.ru/ - СПб ГБУ центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи Вектор
6. http://prof-buro.ru/ - профориентация в СПб
7. http://educonsulting.ru/voschool.html - Центр карьерного роста А. Ждана оказывает услуги по профориентационному, психологическому, карьерному и образовательному консультированию
8. http://www.art-lichnost.ru/ - профориентация школьников, портал СПб и другие.
9. http://www.embit.ru – электронная многопрофильная биржа труда для молодежи СПб
10. http://virtualprofdon.ru/ - виртуальная профориентация
11. http://www.profvibor.ru/ - электронный музей профессий
12. http://www.rabotka.ru/infoworker/ - Приводится описание около 480 наименований профессий
13. http://azps.ru/porientation/index.html - Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры
14. http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml - Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)
15. http://www.moeobrazovanie.ru/profeccions.htm - Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии
16. http://www.moeobrazovanie.ru/progr_pro.html - Современные программы по профориентации
17. http://liderlic22.ho.ua/html/Psih_prof_igry.html -Профориентация: игры, тренинги
18. http://testoteka.narod.ru/prof/0.html - методики для профотбора и профориентации
19. http://psihologschool.ucoz.ru/publ/60 - Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии
20. http://psihologschool.ucoz.ru/publ/61-1-0-118 - Профориентационные игры
21. http://bilet-help.worldskills.ru/ - Проект "Билет в будущее"